ИНОВАЦИОННО-ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
АКАДЕМИИ ПАСТУХОВА

Концепция инновационно-проектной подготовки

Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П.Пастухова (Академия Пастухова) работы в области методологии управленческой подготовки ведет, начиная с 80-х годов прошлого столетия. Результатом многолетнего труда стала концепция инновационно-проектной подготовки кадров для качественного управления организациями (ИППК).

В основе лежат следующие главные принципы

Инновационная игра - ИНИ
Для реализации этой концепции применяется такая форма организации учебного процесса как Инновационный семинар (инновационная игра - ИНИ). В отличие от деловых, ролевых, имитационных игр ИНИ не предполагает известного заранее содержательного результата или строгого алгоритма. Это технология решения сложных слабоструктурированных задач с использованием групповой динамики. Преподаватели здесь выступают в первую очередь как консультанты по эффективной организации коллективной работы над поставленными перед группой задачами, и только во вторую как носители содержательного знания, которое дается очень дозировано, только при возникновении соответствующего запроса. Участник образовательного процесса получает приращение в знаниях по данной проблеме не только через общение с преподавателями, но и путем интенсивного обмена информацией в рабочих группах. И в отличие от традиционных форм обучения здесь появляются два дополнительных результата (что наиболее ценно для категории высших руководителей!) - это умения и навыки организационного социально-психологического управления коллективом, выстраивания эффективных коммуникаций, а также новые личные средства и методы решения проблем собственной управленческой деятельности. Инновационные семинары в комплексе с информационными модулями и консалтингом являются шагами реального проекта, на выходе которого конкретное изменение в организации.
Инновационно-проектная технология
Подготовка управленческих команд для разработки, внедрения и совершенствования ИСМ осуществляется в рамках соответствующего проекта.
Диагностические и проектные инновационные семинары, которые встраиваются в процесс работы над системой, являются фазами повышения статуса проекта.
На семинарах руководители организации (top-менеджмент и среднее звено управления) и команда работают вместе.

На первой фазе проекта семинар используется для анализа действующей системы управления с точки зрения соответствия ее требованиям международных стандартов.
На следующей фазе, когда команда проекта уже познакомилась с философией и требованиями стандартов, семинар формирует концессуальную основу для выработки стратегических документов системы (миссии, видения, стратегических целей и политики) и создания или корректировки процессной модели организации.
На заключительной фазе семинар служит инструментом коллективного анализа эффективности и результативности интегрированной системы.

Периодическое включение через семинары первых лиц организации в работу над системой позволяет поднять общий уровень ответственности за проект, соединить обучение высшего руководства и команды с процессом решения практических проблем управленческой деятельности организации, вовлечь персонал в проектирование и сформировать у него ответственность за внедрение результатов разработки, создать действующую команду проекта.

Структура проекта создания ИСМ

В случае улучшения системы аналитический пласт в инновационном семинаре появляется на всех фазах проекта.
Например, на второй фазе вместо формирования стратегических документов задачей семинара является анализ на пригодность и актуальность миссии, видения, стратегических целей и основных направления развития организации.

В групповой работе на семинаре разрабатываются проекты новой политики в области качества, окружающей среды, безопасности, социальной ответственности на основе анализа стратегических задач организации, конкурентной среды и требований потребителей.
Главным в коллективной работе является принцип - «каждая мысль имеет ценность». Поэтому каждый не просто видит себя и свое место в общем проекте, но также может взять для развития своей деятельности все наиболее значимые коллективные наработки.

Разработка (или пересмотр) процессной модели деятельности организации является обычно самым продолжительным по времени и самым дискуссионным этапом проекта. Главной целью этой фазы является создание условий для применения системного подхода в управлении организацией на основе развертывания целей по уровням управления.
Здесь решаются задачи распределения (или уточнения) ответственности, конкретизации входных и выходных требований, правил и механизмов ведения процессов, минимизации контроля, анализа прослеживаемости параметров процессов и показателей, постоянного их улучшения. Коллективная работа над процессной моделью позволяет высшему руководству, в первую очередь, проанализировать эффективность взаимодействий подразделений в процессах и ответственность. Четкое и согласованное структурирование ответственности в пределах границ процессов - главный результат коллективной работы над процессной моделью. Эта ответственность в организационной структуре должна быть подкреплена соответствующими компетенциями, а инновационный семинар помимо всего прочего является прекрасным инструментом для диагностики управленческой компетентности его участников, что представляет собой не меньшую ценность на весах общего успеха проекта. Согласование границ ответственностей, входов и выходов процессов проводится за несколько итераций до полного осознания членами команды логики процессов и определения всех необходимых параметров. При описании процессов встает вопрос определения необходимой и достаточной степени их документирования. Для решения этой проблемы в технологии предусмотрена оценка «зрелости процессов» в соответствии со шкалой зрелости стандарта ISO 9004:2000. Использование шкалы зрелости позволяет обоснованно выбрать глубину проработки процессов на первой стадии и затем переходить от одного к другому типу описания процессной модели в зависимости от того, на каком уровне «зрелости» находится система менеджмента процессов.
Структура проекта разработки и внедрения процессно-ориентированной интегрированной системы менеджмента
на основе ИП технологии отличается от традиционного подхода. Это отличие состоит в том, что здесь
обучение из локального этапа превращается в непрерывный рабочий процесс и пронизывает весь проект.
Н.Н. АНИСЬКИНА ОБ ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДОЛОГИИ